Банковские решения для продаж на маркетплейсах
Рассказываем, как быстро и бесплатно открыть ИП для бизнеса на Маркетплейсах.
Маркетплейсы — это большие онлайн-магазины, где покупатель может найти почти все товары, которые он покупает в обычных магазинах. Для работы через подобные онлайн-площадки нужно зарегистрироваться в налоговой в качестве юрлица, индивидуального предпринимателя или самозанятого. Проще всего стать ИП или самозанятым. Но самозанятые могут продавать только товары собственного производства, которые не нужно сертифицировать или маркировать.
Какие режимы налогообложения подходят для торговли на маркетплейсах
ОСНО — основная система налогообложения — не подходит начинающим бизнесменам из-за большого количества налогов и сложностей в ведении отчётности.
ПСН — патентная система налогообложения — не подходит для Маркетплейсов, потому что не предусматривает онлайн-торговлю.
Остаются ещё два налоговых режима:
- УСН — упрощённая система налогообложения;
- НПД — налог на профессиональный доход для самозанятых.
Упрощённая система бывает двух видов: УСН 6% по объекту налогообложения «Доходы» и УСН 15% по объекту налогообложения «Доходы минус расходы».
Что выбрать для работы на маркетплейсах: УСН или НПД
Чтобы увидеть разницу, сравним налоговые режимы с помощью таблицы:
УСН «Доходы минус расходы»
НПД (самозанятость)
Для перехода на УСН гражданин должен подать в ИФНС заявление о смене режима налогообложения. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после открытия ИП. Если этого не сделать, предприниматель будет на ОСНО, которая присваивается автоматически
Чтобы стать плательщиком НПД, гражданин скачивает на телефон приложение «Мой налог» и проходит регистрацию. Есть и другие варианты регистрации: через личный кабинет на сайте ФНС или Госуслугах
Налоговая ставка — 15%. Местные власти могут устанавливать ставку в пределах от 5 до 15%. Предприниматели платят налог с прибыли. Прибыль считается так: из суммы доходов вычитаются подтверждённые расходы (но не более 50% от суммы доходов)
Налоговая ставка — 4% при работе с физлицами и 6% при работе с ИП и юрлицами. При торговле через маркетплейсы деньги поступают не напрямую от покупателей, поэтому применяется ставка 6%. Местные власти могут понижать эту ставку до 4%. Самозанятые платят налог с доходов без учёта расходов
Предприниматели платят налог один раз в квартал. Это нужно сделать до 25 числа месяца, который следует за прошедшим кварталом. Подавать налоговую декларацию необходимо один раз в год до 30 апреля
Самозанятые не ведут налоговую отчётность и не сдают налоговые декларации
Годовой доход должен быть не более 219,2 млн ₽
Годовой доход должен быть не более 2,4 млн ₽. Если доход превысит эту сумму, гражданин в течение месяца должен стать индивидуальным предпринимателем или юрлицом
Можно нанимать сотрудников — до 130 человек
Запрещено нанимать сотрудников
Налогооблагаемая база уменьшается на сумму документально подтверждённых расходов. На каждую статью расходов нужны оригиналы документов. Учесть можно не все расходы, а только те, что прописаны в налоговом кодексе
Налогооблагаемая база уменьшается на сумму разового налогового вычета — 10 000 ₽. Эти средства расходуются постепенно, снижая ставку с 6 до 4%
Можно торговать любыми незапрещёнными товарами
Нельзя перепродавать чужую продукцию
Нужно платить страховые взносы за себя и за сотрудников, если они есть
Нет обязательных страховых взносов
Все Маркетплейсы работают с индивидуальными предпринимателями
В 2022 году не все Маркетплейсы работают с самозанятыми без статуса ИП. Например, Ozon и Вайлдберриз работают, а Яндекс Маркет — нет
Работу по упрощённой системе налогообложения регулирует глава 26.2 Налогового кодекса России
Деятельность самозанятых регулирует Федеральный закон № 422-ФЗ
Можно использовать и УСН «Доходы». Отличие от УСН «Доходы минус расходы» в том, что налоговая ставка 6%, а налог платится с доходов. Это значит, что на комиссию, которую приходится отдавать Маркетплейсу, тоже начисляется налог 6%. Но при этом на УСН «Доходы» налогооблагаемую базу можно уменьшать на сумму страховых взносов на себя и сотрудников.
Чтобы выбрать налоговый режим, оцените следующие моменты: товарный ассортимент, количество работников, планируемую прибыль, предстоящие расходы, региональные льготы.
- Если планируете работать самостоятельно, продавать товары собственного производства и получать доход менее 2,4 млн в год, вам подходит самозанятость.
-
Если намерены продавать чужую продукцию, получать доход более 2,4 млн в год, нанимать сотрудников, нужно выбирать УСН.
-
Если расходы составляют более 60% от суммы доходов, выгоднее использовать УСН «Доходы минус расходы».
-
Если в вашем регионе действует низкая налоговая ставка на УСН «Доходы», то может оказаться, что выгоднее использовать именно её.
Какие коды ОКВЭД нужны для бизнеса на маркетплейсах
Коды ОКВЭД — это кодировки из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Каждому виду деятельности соответствует уникальный код из 4−6 цифр.
Коды ОКВЭД понадобятся при открытии бизнеса. Если вы регистрируете самозанятость, то их нужно указать при регистрации в приложении «Мой налог». Если открываете ИП, то кодировки нужно вписать в заявление на регистрацию. Впоследствии по этим кодам налоговая и другие госорганы будут определять, каким именно видом деятельности вы занимаетесь.
Необходимо выбрать один основной вид деятельности и несколько вспомогательных. Поскольку маркетплейсы подразумевают реализацию товаров через интернет и почту, в качестве основного подходит код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет».
Вспомогательные коды нужны для того, чтобы обозначить те сферы, которые могут пригодиться в будущем для расширения бизнеса. Например, вам может понадобиться собственный сайт или склад, возможно, вы захотите организовать курьерскую доставку или открыть офлайн-магазин по продаже неспециализированных товаров.
Какие этапы нужно пройти для открытия ИП
Регистрация бизнеса для работы на Маркетплейсах такая же, как и для других видов бизнеса. Она состоит из нескольких шагов:
- заполнение заявления по форме Р21001;
- подготовка копии паспорта и других документов по необходимости;
- подготовка уведомления о переходе на УСН;
- подача пакета документов в налоговую инспекцию одним из удобных способов — лично при посещении ФНС, почтой России, через законного представителя, через МФЦ, через сайт ФНС или Госуслуги, с помощью нотариуса.
Если вы подаёте бумажную документацию лично в ИФНС, необходимо уплатить государственную пошлину 800 ₽. Если подаёте документы онлайн, то госпошлину платить не нужно.